Обязательно ли самозанятому выставлять счёт

В законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 не указано может ли самозанятый выставлять счёт на оплату. С другой стороны, подобное право и не ограничивается на законодательном уровне. Главное требование — сформировать чек, который необходим для корректного формирования налогооблагаемой базы.

Таким образом, плательщик НПД вместе с клиентом решают в каждом случае, как поступить. Как правило, для расчётов с частными лицами ничего выставлять не требуется. Оплату можно принимать наличными или просто передавать реквизиты (номер карты, электронного кошелька или телефона, если к нему привязана карта).

Необходимость в выставлении счёта возникает при взаимодействии с юридическими лицами или ИП, поскольку для их деятельности действуют более строгие требования к отчетности и учёту. Он им нужен для того, чтобы:

  • Правильно заполнить платёжное поручение (важный документ в бухучёте).
  • Получить основание для перечисления средств исполнителю, поскольку это обязательное условие для всех операций, совершаемых с расчётным счетом компании. При переводе указывается номер и дата документа.

Выставление документа с реквизитами на оплату не накладывает на клиента обязательство перечислить деньги. Он служит только офертой или своего рода мотивацией оплатить товар или услугу. При отсутствии оплаты самозанятому придётся аннулировать документ.

На каком этапе выставляется счёт

При взаимодействии с юридическими лицами и/или ИП самозанятому можно придерживаться стандартной процедуры оформления сделки:

  1. Заключить договор между сторонами.
  2. Выставить счёт. Допускается также использование счёта с функцией договора на поставку, соответственно, первый шаг в этом случае пропускается.
  3. Получить деньги. Форма оплаты устанавливается договором и может быть любой. 
  4. Сформировать в приложении «Мой налог» чек, подтверждающий факт оплаты и, соответственно, получение дохода.

Как выставляется счёт 

Существует несколько способов выставить счёт организации или ИП, поэтому самозанятому можно выбирать, как удобнее это сделать.

Независимо от выбранного способа в документе желательно максимально точно (как и при формировании чека) указывать наименование товара/услуг, за которые будет платить клиент. Это позволит впоследствии избежать дополнительных вопросов от ФНС. Точная формулировка в чеке также позволяет покупателю (организации или ИП) подтвердить свои расходы.

На бланке

Поскольку документ на оплату не относится к первичной бухгалтерской документации, он не имеет строго установленной формы и обязательных реквизитов. Главное — наличие информации о продавце, оплачиваемом товаре или услуге и сведениях, куда нужно перечислить деньги. Самозанятому можно разработать бланк самостоятельно, найти образец счёта на оплату в интернете или взять за основу представленный ниже вариант. 

Образец счета на оплату от самозанятого

В документе рекомендуется указать следующие сведения:

  • сведения о самозанятом: ФИО, контактные данные (телефон, адрес), ИНН;
  • номер и дата составления;
  • сведения о плательщике (название, ИНН);
  • перечень товаров/работ/услуг с указанием цены за единицу;
  • общая стоимость;
  • банковские реквизиты;
  • подпись.

Шаблон также можно заказать в типографии, где уже будут введены некоторые реквизиты. Также образец счёта от самозанятого можно запросить, обратившись к своему клиенту, что позволит получить документ с оптимально подходящей конкретному юридическому лицу структурой.

В приложении «Мой налог»

Один из самых быстрых способов выставить счёт самозанятому — через приложение «Мой налог». Предварительно следует убедиться, чтобы была правильно настроена возможность безналичной оплаты. Проверить это можно в разделе Настройки – Платежи – Получение средств. Здесь нужно выбрать:

  • по расчётному счету (при наличии статуса ИП);
  • по номеру телефона (в остальных случаях).

Далее самозанятому нужно выполнить следующие действия, чтобы выставить счёт на оплату юрлицу:

  1. Нажать кнопку «Новая продажа».
  2. Заполнить поля с наименованием товаров (услуг) и стоимостью. Если нужно ввести несколько позиций, следует использовать кнопку «Добавить». При наличии договора нужно добавить его реквизиты.
  3. Выбрать тип клиента «Юридическому лицу или ИП» и указать сведения о нём (наименование, ИНН).
  4. Нажать «Выдать счет».

С документом можно выполнять различные операции:

  • Сохранить в PDF-формате и распечатать.
  • Отправить заказчику. Для этого нужно открыть меню (кнопка с тремя точками) и выбрать пункт «Отправить ссылку на счёт» и способ отправки, а затем подтвердить действие кнопкой «Отправить».
  • Работать с ранее созданными счетами (например, отправлять их клиенту не сразу после формирования, удалять ненужные). Все они хранятся в одноименном разделе с удобной группировкой по месяцам. 

Счёт — не замена чека. Последний самозанятому можно также выписать через приложение «Мой налог» через созданный ранее счёт: открыть меню и выбрать соответствующую опцию.

Другие способы

Для формирования документа на оплату можно также использовать:

  • Бухгалтерские программы (например, 1С 8.3). В них тоже есть возможность настроить расчеты с самозанятыми и выставлять счета. Но стоимость покупки ПО достаточно высокая и не каждый знает, как пользоваться программой. 
  • Сторонние сервисы. На просторах сети интернет можно найти специализированные ресурсы, предлагающие формирование документов на оплату онлайн. Среди них есть бесплатные сайты, которые даже не требуют регистрации. Но на ресурсах, предусматривающих регистрацию обычно предлагается более широкий функционал, который значительно облегчает самозанятому ведение деятельности (как пример — платформа Рокет Ворк, которая позволяет находить клиентов, подписывать договоры, получать оплату, отслеживать доход и уплачивать налоги и т. д.).

    Оставьте заявку, мы перезвоним
и проконсультируем