Что такое АУСН

Чтобы ответить на вопрос, в чём разница между самозанятостью и АУСН, нужно разобраться с новым понятием. АУСН расшифровывается как автоматизированная упрощённая система налогообложения (короче — автоупрощёнка). Экспериментальный режим введён с июля 2022 года и действует до 31 декабря 2027 г.

Пока что применять режим можно в Москве и Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Позже режим будет распространён на всю территорию РФ.

От обычной упрощёнки АУСН отличается почти полным отсутствием отчётности, более высокой налоговой ставкой и отсутствием необходимости уплачивать страховые взносы. Также АУСН избавляет плательщиков режима от необходимости вручную рассчитывать сумму налога по УСН и НДФЛ со сотрудникам — это сделают ФНС и банк соответственно.

Самозанятость и АУСН: в чём разница

Рассмотрим ключевые параметры:

  • где применяется. НПД — на всей территории РФ, АУСН — в Москве и Московской области, Калужской области и Республике Татарстан;
  • кто может применять. НПД — физлица и ИП, АУСН — ИП и организации;
  • ограничения по доходу. НПД — 2,4 млн руб./год, АУСН — 60 млн руб./год;
  • наём сотрудников. НПД — нельзя нанимать в штат, только ДГПХ, АУСН — можно нанимать до 5 сотрудников;
  • налоговая ставка. НПД — 4% по доходу от физлиц и 6% по доходу от юрлиц, АУСН — 8% по системе «доходы» и 20% по системе «доходы минус расходы»;
  • когда уплачивать налог. НПД — ежемесячно до 28 числа, АУСН — ежемесячно до 25 числа;
  • страховые взносы. НПД — нет, АУСН — уплачиваются только взносы на травматизм;
  • возможности совмещения с другими режимами нет ни при НПД, ни на АУСН.

Исполнитель-самозанятый или исполнитель на АУСН. Есть ли разница для заказчика?

Принципиальной разницы нет, но некоторые различия всё же имеются. По порядку:

  • перед началом сотрудничества бизнесу следует проверить исполнителя на наличие налоговых статусов. У самозанятого запросить справку о постановке на налоговый учёт как плательщика НПД на текущую дату или проверить статус самостоятельно на сайте ФНС. У предпринимателей свидетельство о постановке на учёт как ИП;
  • заключить договор. Подробно о том, как заключить договор ГПХ и что в нём учесть, мы рассказали здесь;
  • принять работы/услуги и составить акт оказанных услуг/выполненных работ;
  • перечислить вознаграждение самозанятому на карту, автоупрощёнщику — на расчётный счёт. Перед оплатой услуг самозанятого стоит повторно проверить его статус;
  • запросить, получить и проверить чек от самозанятого;
  • учесть затраты в составе расходов по УСН.

Почему так важно перепроверять статус самозанятого? Если самозанятый — физическое лицо, а не ИП, то в случае, если он утеряет право применять НПД, вы станете налоговым агентом в сделке. То есть, будете обязаны уплатить 13% НДФЛ и взносы за исполнителя. Если самозанятый — ИП, такого риска не возникает.

Рокет Ворк сделать работу с самозанятыми и ИП комфортной. Составить и подписать договор, рассчитаться и обменяться актами можно не выходя из личного кабинета. Сервис сам проверит исполнителей на наличие необходимых статусов, а за самозанятных задекларирует доход и предоставит корректный чек.

    Оставьте заявку, мы перезвоним
и проконсультируем