Как предприниматель, основатель финтех-платформы и омбудсмен, я считаю, что дискуссия о досрочном завершении режима самозанятых — это яркий пример попытки решить проблему новой экономики старыми, фискальными методами. Вместо того чтобы наводить порядок в сфере злоупотреблений, мы рискуем спровоцировать регуляторный шок и подорвать главный капитал рынка — доверие.

Цена невыполненного обещания

Для любого предпринимателя стабильность — это фундамент для инвестиций. Заверение главы Минэкономразвития Максима Решетникова (а в последствии и Премьер-министра М. Мишустина) о сохранении режима до 2028 года было ключевой гарантией.

А вот рекомендация Совфеда о завершении эксперимента уже в 2026 году создает катастрофическую регуляторную неопределенность.

  • Режим НПД — это доверие 14,3 млн граждан, которые вышли из тени. Досрочная отмена, как верно отмечает Надежда Орлова, подтвердит правоту скептиков, и государство надолго лишится рычагов для «обеления» бизнеса.
  • Главный риск — возврат в тень до 40% участников рынка, о чем говорит исследование «Консоли». Это произойдет в самых гибких и конкурентных секторах (HoReCa, доставка), где стоимость услуг вырастет, а их доступность в регионах снизится.

«Дыра» и «1% ВВП» — ложные метрики

Заявления о налоговых потерях в 3–4 трлн рублей (Алексей Захаров) и низком вкладе в ВВП (1% от Александра Золотова) — это искажение стратегической цели режима. НПД создавался не для того, чтобы конкурировать с НДФЛ, а для привлечения из тени людей, которые ранее не платили ничего. Успех режима измеряется не в процентах от ВВП, а в 14 миллионах граждан, ставших налогоплательщиками.

Как справедливо подчеркивает А. Золотов, выручка самозанятого покрывает его материальные расходы, а значит, налогооблагаемая база шире. Однако прямое сравнение НПД (4–6%) с НДФЛ (13%) для найма — некорректная фискальная манипуляция.

Если же говорить об эффективности (А. Золотов), то она должна расти через цифровизацию, а не через запрет.

Злоупотребление вместо самозанятости

Настоящая проблема, которая угрожает бюджету, — это не низкий налог, а системная подмена трудовых отношений крупным бизнесом. Об этом прямо говорил Премьер-министр:

Надо закрывать лазейки в регулировании рынка труда, чтобы не возникало подмены трудовых отношений, когда юридическое лицо привлекает к работе самозанятых, тем самым снижая налоговые отчисления на социальное страхование.

Михаил Мишустин, 21.10.2025

Именно эта лазейка приводит к недополучению 30% социальных взносов, а не низкая ставка НПД.

Цифровой щит и стабильный контур

Для добросовестного бизнеса, который хочет работать вбелую, ответ — не отмена, а цифровизация контроля. НПД необходимо продлить на постоянной основе и трансформировать в упрощенный, но юридически чистый гибридный режим после 2028 года.

Государству нужно не наказывать 14 миллионов граждан, а использовать цифровые технологии для контроля за крупным бизнесом. ФНС не должна полагаться на человеческий фактор, чтобы найти ошибки в 84% проверок.

Финтех-платформы, как Рокет Ворк, предоставляют бизнесу тот самый легальный контур и цифровой щит от претензий ФНС. Мы не просто упрощаем платежи, но и гарантируем 100% чеков и идеальную первичную документацию по каждому контрагенту. Это позволяет снизить риск переквалификации отношений, закрывая те самые лазейки, о которых говорил Премьер-министр М. Мишустин.

Необходимо не рубить под корень институт легализации, а закрыть лазейки для недобросовестных игроков. Иначе мы потеряем гибкость, доверие и значительную часть легального рынка труда.

 

* — материал ТАСС

    Оставьте заявку, мы перезвоним
    и проконсультируем