Процедура проходит онлайн и заключается в регистрации в приложении для смартфонов «Мой налог» или его версии для ПК.
Через приложение
Для плательщиков налога на профессиональный доход (НПД), как официально называют самозанятых, предусмотрено приложение ФНС «Мой налог». Даже если в итоге гражданин выбирает другой способ оформить свой статус, именно приложение остается основным инструментом для удалённого взаимодействия с налоговой службой. Через него самозанятый будет отчитываться о доходе, платить налоги (сколько будет ставка зависит от статуса клиента – 4%, если это физическое лицо, и 6%, если это ИП или юридическое лицо).
Официальную версию приложения можно бесплатно скачать в сервисе Google Play или в AppStore. При первом открытии нужно согласиться на обработку данных и подтвердить ознакомление с правилами, а на следующем шаге — выбрать один из трёх вариантов регистрации.
По паспорту
Этот способ могут использовать только граждане, имеющие паспорт Российской Федерации. Дополнительно требуется подключенный к интернету смартфон или планшет с работающей камерой для сканирования документа и селфи. Порядок действий будет таким:
- Подтвердить номер телефона с помощью кода из смс-сообщения.
- Выбрать регион для ведения деятельности.
- Отсканировать разворот паспорта с фотографией, руководствуясь подсказками на экране.
- Проверить корректность считанной информации (при необходимости – провести процедуру повторно) и перейти к следующему шагу.
- Сделать селфи для идентификации личности. Программа будет сопоставлять его с фото в паспорте, поэтому нужно позаботиться о соответствии изображений, иначе оформиться самозанятым по паспорту не получится. Для автоматической загрузки фото нужно моргнуть.
- Подтвердить, что ИНН определен правильно и завершить процедуру регистрации.
- Указать пин-код, который будет использоваться для входа. Впоследствии можно будет выбрать в настройках вход по отпечатку или FaceID.
Через Госуслуги
Стать самозанятым через портал Госуслуги означает использовать для авторизации в «Мой налог» такие же данные, как и для входа на gosuslugi.ru (номер мобильного телефона, почту или СНИЛС и соответствующий пароль). Но обязательно нужно иметь подтвержденную учётную запись ЕСИА. При необходимости её можно подтвердить в МФЦ с паспортом, СНИЛС и номером телефона.
В этом случае процедуру можно пройти ещё быстрее, поскольку не придётся делать фото и сканировать документы. Фактически для этого способа не требуется какая-либо пошаговая инструкция, поскольку постановка на учёт происходит автоматически ввода после логина и пароля от учётной записи ЕСИА (при этом на экране появляется соответствующее предупреждение). Поэтому перед тем, как зарегистрироваться самозанятым через Госуслуги, нужно быть уверенным в желании получить этот статус.
Через ЛК налогоплательщика
В этом случае используются ИНН и пароль от Личного кабинета (ЛК) налогоплательщика-физлица сайта nalog.ru. Если их ещё нет, можно получить их в ближайшем отделении налоговой службы при предъявлении паспорта.
Порядок действий:
- выбрать соответствующий способ регистрации в «Мой налог»;
- ввести данные для входа от ЛК налогоплательщика-физлица;
- указать мобильный и код и смс-сообщения;
- проверить свои данные и подтвердить факт регистрации.
Через личный кабинет самозанятых
Кроме мобильного приложения ФНС разработала специальный Личный кабинет для самозанятых, через который также можно оформить самозанятость онлайн. Но с паспортом пройти процедуру здесь не получится. Нужно использовать один из двух способов:
- через подтвержденную учётную запись Госуслуг;
- через ЛК налогоплательщика физлица.
Кабинет для самозанятых находится по ссылке https://lknpd.nalog.ru/auth/login. Порядок действий будет аналогичен регистрации через приложение — с указанием номера телефона и выбором региона деятельности.
Через другие сервисы
Речь идёт об уполномоченных банках и операторах электронных площадок, которые также предоставляют возможность зарегистрироваться самозанятым. Как правило, процедуру можно пройти через приложение для смартфона или личный кабинет соответствующей компании, откуда данные передаются в налоговую.
Этот вариант будет удобен тем, кто уже сотрудничает с определённым банком или желает использовать дополнительные сервисы для облегчения работы. Например, на платформе Рокет Ворк предусмотрено автоматическое формирование чеков, использование электронных договоров и актов, и даже поиск клиентов.
Особые случаи регистрации
В отдельных случаях перед тем, как оформить статус самозанятого или сразу после процедуры нужны дополнительные действия:
- Для граждан, имеющих статус ИП — отказаться от предыдущего налогового режима. При применении УСН или ЕСХН – подать уведомление в налоговую в течение месяца с даты оформления самозанятости. При использовании патента — подождать окончания его срока действия или уведомить ФНС о прекращении использования патента и только потом встать на учёт как плательщик НПД.
- Для лиц без гражданства России — предварительно получить российский ИНН и пароль от ЛК налогоплательщика-физлица и затем регистрироваться в качестве самозанятого с этими данными.
- Для несовершеннолетних граждан — с 14 лет потребуется оформить нотариально заверенное согласие родителей на ведение деятельности. В возрасте 16 лет вместо него может использоваться копия решения органа опеки и попечительства или суда о признании полностью дееспособным или свидетельство о вступлении в брак, которые подтверждают полную дееспособность несовершеннолетнего. Предъявлять указанные документы при регистрации не потребуется, но их нужно иметь на случай проверки контролирующим органом.
Работайте на себя
Скачайте приложение и найдите работу для себя. Рокет Ворк автоматизирует документы и оплатит за вас налоги.