Процедура проходит онлайн и заключается в регистрации в приложении для смартфонов «Мой налог» или его версии для ПК.

Через приложение

Для плательщиков налога на профессиональный доход (НПД), как официально называют самозанятых, предусмотрено приложение ФНС «Мой налог». Даже если в итоге гражданин выбирает другой способ оформить свой статус, именно приложение остается основным инструментом для удалённого взаимодействия с налоговой службой. Через него самозанятый будет отчитываться о доходе, платить налоги (сколько будет ставка зависит от статуса клиента – 4%, если это физическое лицо, и 6%, если это ИП или юридическое лицо).

Официальную версию приложения можно бесплатно скачать в сервисе Google Play или в AppStore. При первом открытии нужно согласиться на обработку данных и подтвердить ознакомление с правилами, а на следующем шаге — выбрать один из трёх вариантов регистрации.

По паспорту

Этот способ могут использовать только граждане, имеющие паспорт Российской Федерации. Дополнительно требуется подключенный к интернету смартфон или планшет с работающей камерой для сканирования документа и селфи. Порядок действий будет таким:

  • Подтвердить номер телефона с помощью кода из смс-сообщения.
  • Выбрать регион для ведения деятельности.
  • Отсканировать разворот паспорта с фотографией, руководствуясь подсказками на экране.
  • Проверить корректность считанной информации (при необходимости – провести процедуру повторно) и перейти к следующему шагу.
  • Сделать селфи для идентификации личности. Программа будет сопоставлять его с фото в паспорте, поэтому нужно позаботиться о соответствии изображений, иначе оформиться самозанятым по паспорту не получится. Для автоматической загрузки фото нужно моргнуть.
  • Подтвердить, что ИНН определен правильно и завершить процедуру регистрации.
  • Указать пин-код, который будет использоваться для входа. Впоследствии можно будет выбрать в настройках вход по отпечатку или FaceID.

Через Госуслуги

Стать самозанятым через портал Госуслуги  означает использовать для авторизации в «Мой налог» такие же данные, как и для входа на gosuslugi.ru (номер мобильного телефона, почту или СНИЛС и соответствующий пароль). Но обязательно нужно иметь подтвержденную учётную запись ЕСИА. При необходимости её можно подтвердить в МФЦ с паспортом, СНИЛС и номером телефона.

В этом случае процедуру можно пройти ещё быстрее, поскольку не придётся делать фото и сканировать документы. Фактически для этого способа не требуется какая-либо пошаговая инструкция, поскольку постановка на учёт происходит автоматически ввода после логина и пароля от учётной записи ЕСИА (при этом на экране появляется соответствующее предупреждение). Поэтому перед тем, как зарегистрироваться самозанятым через Госуслуги, нужно быть уверенным в желании получить этот статус.

Через ЛК налогоплательщика

В этом случае используются ИНН и пароль от Личного кабинета (ЛК) налогоплательщика-физлица сайта nalog.ru. Если их ещё нет, можно получить их в ближайшем отделении налоговой службы при предъявлении паспорта.

Порядок действий:

  • выбрать соответствующий способ регистрации в «Мой налог»;
  • ввести данные для входа от ЛК налогоплательщика-физлица;
  • указать мобильный и код и смс-сообщения;
  • проверить свои данные и подтвердить факт регистрации.

Через личный кабинет самозанятых 

Кроме мобильного приложения ФНС разработала специальный Личный кабинет для самозанятых, через который также можно оформить самозанятость онлайн. Но с паспортом пройти процедуру здесь не получится. Нужно использовать один из двух способов:

  • через подтвержденную учётную запись Госуслуг;
  • через ЛК налогоплательщика физлица.

Кабинет для самозанятых находится по ссылке https://lknpd.nalog.ru/auth/login. Порядок действий будет аналогичен регистрации через приложение — с указанием номера телефона и выбором региона деятельности.

Через другие сервисы

Речь идёт об уполномоченных банках и операторах электронных площадок, которые также предоставляют возможность зарегистрироваться самозанятым. Как правило, процедуру можно пройти через приложение для смартфона или личный кабинет соответствующей компании, откуда данные передаются в налоговую. 

Этот вариант будет удобен тем, кто уже сотрудничает с определённым банком или желает использовать дополнительные сервисы для облегчения работы. Например, на платформе Рокет Ворк предусмотрено автоматическое формирование чеков, использование электронных договоров и актов, и даже поиск клиентов.

Особые случаи регистрации

В отдельных случаях перед тем, как оформить статус самозанятого или сразу после процедуры нужны дополнительные действия:

  1. Для граждан, имеющих статус ИП — отказаться от предыдущего налогового режима. При применении УСН или ЕСХН – подать уведомление в налоговую в течение месяца с даты оформления самозанятости. При использовании патента — подождать окончания его срока действия или уведомить ФНС о прекращении использования патента и только потом встать на учёт как плательщик НПД.
  2. Для лиц без гражданства России — предварительно получить российский ИНН и пароль от ЛК налогоплательщика-физлица и затем регистрироваться в качестве самозанятого с этими данными.
  3. Для несовершеннолетних граждан — с 14 лет потребуется оформить нотариально заверенное согласие родителей на ведение деятельности. В возрасте 16 лет вместо него может использоваться копия решения органа опеки и попечительства или суда о признании полностью дееспособным или свидетельство о вступлении в брак, которые подтверждают полную дееспособность несовершеннолетнего. Предъявлять указанные документы при регистрации не потребуется, но их нужно иметь на случай проверки контролирующим органом.

Работайте на себя

Скачайте приложение и найдите работу для себя. Рокет Ворк автоматизирует документы и оплатит за вас налоги.