Этот документ заменяет отчётность и кассу. Он нужен ФНС для расчёта налогов, а заказчикам для подтверждения расходов и снижения налогов.
Зачем формировать чеки
Самозанятые не ведут и не сдают отчётность, но официально платят НПД со своего дохода. Поэтому от них требуется документарное подтверждение того, что работа была выполнена или услуга оказана, а от заказчика получена оплата. Это необходимо, чтобы налоговая понимала, какие именно поступления являются результатом деятельности самозанятого, а какие — нет. Поскольку плательщики НПД не используют онлайн-кассы, они должны отражать свои операции в приложении «Мой налог» или в личном кабинете сайта ФНС и формировать чеки.
Сроки формирования
Плательщики НПД вправе оказывать услуги физ- и юрлицам. Главное понимать, когда или в какой именно момент самозанятый должен пробить и выставить чек заказчику. Никаких различий в порядке создания документа и сроков не предусмотрено, для всех действуют единые правила:
- Срок выдачи чека самозанятым при наличной и безналичной оплате (карта банка, электронные кошельки, приложение «Клинт-банк») — в день получение денег.
- В остальных случаях (поступление средств на расчётный счёт банка, заочный перевод и другие формы безналичного расчёта) — не позднее 9 числа следующего после оплаты месяца.
Дата получения прибыли приравнивается ко дню поступления оплаты за услуги. Если расчёт был произведён в ночное время, в выходной или в праздники, то фискальный документ можно оформить на следующий рабочий день. Но в приложении необходимо указать фактическую дату поступления средств. Налоговая служба учтёт этот доход уже при расчёте в следующем месяце.
Если сотрудничество между исполнителем и заказчиком происходит через третьих лиц, которые используют онлайн-кассы, обязанность оформлять и выдавать фискальные документы переходит от самозанятого к посреднику.
Какую информацию нужно отразить
Независимо от того, до какого числа самозанятый должен сформировать чек: в день оплаты или не позднее 9 числа следующего месяца, в его интересах как можно быстрее добавить в приложение новую продажу. Дата отчёта всегда формируется автоматически и будет соответствовать дню внесения соответствующих данных, но ее можно поменять вручную.
При формировании чека в нем указывают следующие данные:
- название и идентификационный номер документа;
- дату и время поступления денежных средств;
- вид системы расчета налогов – НПД;
- ФИО и ИНН самозанятого;
- вид работ или услуг, которые были выполненные;
- ИНН заказчика, если в его роли выступает ИП или юрлицо;
- ИНН оператора, название банка или электронной площадки при их непосредственном участии в процессе
- QR-код.
Сотрудничество с самозанятым желательно подкреплять договором, в котором будут четко прописаны вид предоставляемой услуги и размер оплаты. И эти же пункты соглашения необходимо указать в соответствующих полях при формировании фискального документа. О том, как грамотно заключить договор с самозанятым, мы рассказали здесь.
После внесения первой продажи в приложении сохраняются введенные данные, что в будущем упрощает сотрудничество с постоянными клиентами. Не придется каждый раз вбивать все необходимые данные, поскольку сервис автоматически предложит выбрать наименование заказчика из списка тех, кому ранее уже был предоставлен отчёт. В случае, если самозанятый на постоянной основе предоставляет конкретному заказчику одинаковый вид услуг по стабильной цене, то стоит воспользоваться прежним шаблоном, который сохранился в истории приложения.
Как передать данные заказчику
Самозанятый обязан соблюдать сроки выставления чека, а ещё следить за тем, чтобы заказчики своевременно их получали. Вручить фискальный документ можно:
- В бумажном виде или предъявив QR-код при личном контакте.
- Направив электронный вариант на почту, телефон или в одну из соцсетей клиента.
- В случае удаленной передачи документа плательщик НПД должен затребовать от заказчика подтверждение о получении чека.
Штрафы за несвоевременное оформление
Фискальный документ — единственно возможный вариант передачи сведений о получении дохода в ФНС. Ответственный самозанятый знает, в какой срок он должен сформировать и выдать чек. Очень важно придерживаться установленного периода, иначе плательщика НПД заподозрят в уклонении от уплаты налогов. За непробитый чек взимается штраф в размере 20% от полученного дохода. Если в течение 6 месяцев ситуация повториться, то самозанятому придется заплатить уже 100% все суммы, которую он получит за свою работу.
ФНС может узнать о непробитых чеках:
- От заказчика, которому не был предоставлен фискальный документ.
- Самостоятельно запросив выписку по карте самозанятого и обнаружив ней неучтённую прибыль.
Также закон не исключает вероятность выход из строя серверов и технических сбоев. Если задержка случилось из-за этого, то штрафовать не будут. Но при этом плательщик НПД обязан оформить все в течение 24 часов после устранения проблемы.
Правила аннулирования и корректировки чека
В приложении «Мой налог» разрешено удалять и менять информацию в документах. Это требуется, когда:
- произошёл возврат товара;
- клиент внёс предоплату, а впоследствии отказался от продукции или услуги;
- при оформлении были допущены ошибки.
Плательщик НПД вправе скорректировать ранее переданные в ФНС данные о размере дохода, раз они приводят к изменению налоговой нагрузки. Если самозанятый просто вернул деньги заказчику – чек аннулируется, если в оформлении есть ошибки — их необходимо исправить. Но в каждом случае нужно будет указать причину изменений. При отмене или корректировки чека налоговый бонус пересчитывается в автоматическом режиме в период с 9 по 12 число следующего месяца.
Услуги по администрированию самозанятых
Сервис Рокет Ворк — это специальная платформа для предпринимателей, которые работают на себя. Здесь собраны все необходимые ИТ-решения и база документов для облегчения работы. Самозанятым не придётся волноваться, в какой период они должны сформировать чек, как правильно оформить договор и нужно ли вести расчёты. Рокет Ворк берёт часть работы на себя, а у плательщика НПД остается больше времени для развития бизнеса.
Работайте на себя
Скачайте приложение и найдите работу для себя. Рокет Ворк автоматизирует документы и оплатит за вас налоги.