Нужна ли печать самозанятому лицу
В главном законе, который регулирует самозанятость, – № 422-ФЗ от 27.11.2018 – упоминания о печати отсутствуют. Соответственно, она необязательно должна быть у самозанятого для ведения деятельности. К слову, такой обязанности не предусмотрено также для ИП и юридических лиц. Для последних она обязательна только в отдельных, установленных законодательством случаях (например, для банков), или при наличии соответствующего положения в Уставе компании.
Таким образом, любой хозяйствующий субъект (в том числе самозанятый гражданин) может иметь печать по своему усмотрению, а при её наличии — отказаться от использования в любое время.
Когда стоит заказать печать для самозанятого
Как правило, определяющим фактором в вопросе необходимости изготовления штампа будет статус клиентов.
При сотрудничестве с физическими лицами использовать печать обычно не нужно. Чтобы подтвердить факт продажи товара или оказания услуги, будет достаточно чека, сформированного в приложении «Мой налог». Его даже необязательно распечатывать, а можно пересылать в электронном виде, поэтому и печать ставить будет некуда.
Другое дело, когда планируется сотрудничать с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. В этом случае, одних чеков из приложения «Мой налог» будет недостаточно. При сотрудничестве обычно приходится оформлять больше официальных документов: договоров, актов о выполненных работах, накладных. Они нужны не только для закрепления условий сотрудничества, но и для учёта расходов ИП и юридических лиц при определении налоговой базы (например, чтобы показать период или дату оказания услуги), что подтверждено Письмом ФНС № АБ-4-20/17902@от 30.10.2020. Фактически для заверения подобных документов достаточно подписи уполномоченного лица (в данном случае самозанятого) с расшифровкой фамилии. Но наличие печати вызывает больше доверия, поскольку такие документы сложнее подделать. Поэтому некоторые клиенты просят заверять договоры и акты именно таким образом.
Облегчить вопрос поиска серьёзных клиентов и работу с документооборотом поможет платформа Рокет Ворк. Документы подписываются дистанционно электронной подписью, но при необходимости их можно скачать и распечатать, чтобы подписать от руки и заверить штампом.
Получение печати имеет преимущества и для её обладателя. Она становится дополнительным подтверждением статуса и благонадёжности, а также своего рода визиткой, когда нет возможности искать контактные данные.
Соответственно самозанятому можно сделать печать, чтобы обеспечить комфортные условия сотрудничества и не терять клиентов. Тем более, что это не связано с большими расходами. В зависимости от региона штамп стоит от 300 рублей, а срок его изготовления составляет от нескольких часов до нескольких дней.
Внешний вид печати
Единых законодательных требований по внешнему виду и содержанию печати не существует. Классическая форма — круглый оттиск диаметром 38-42 мм, на котором необходимо разместить следующую информацию:
- ФИО полностью;
- ИНН;
- режим налогообложения (плательщик НПД или самозанятый)
По желанию можно добавить:
- Название субъекта РФ по месту регистрации плательщика НПД (если планируется постоянно вести деятельность в одном регионе).
- Любые другие сведения: род деятельности, профессию, СНИЛС, адрес, логотип или графические элементы. Единственное ограничение – на оттиске не должно быть герба Российской Федерации и органов самоуправления, иначе это грозит штрафом как заказчику, так и компании-изготовителю.
Разрабатывать самостоятельно дизайн нет необходимости. Специализированные компании по изготовлению штампов предлагают при заказе разные образцы печати самозанятого гражданина. Также примеры печатей можно найти в сети интернет.