Зачем нужна справка о самозанятости

Физические лица и ИП, которые переходят на специальный налоговый режим, встают на учёт в налоговой. Они приобретают особый статус и платят налог на профессиональный доход.

Документ, который подтверждает их статус и легальность получаемых доходов, обычно нужен для определённых целей:

1. При заключении контракта с ИП или компанией.

Юрлицо может не платить взносы и не удерживать НДФЛ у сотрудника, который является самозанятым. Можно забыть и про подачу декларации в Налоговую инспекцию, ведь самозанятые уплачивают налоги самостоятельно. Но если выяснится, что физическое лицо не имеет данный статус, а налоги за него не отчисляются, то компанию или ИП ждут штрафы за нарушение законодательства.

2. Для участия в госзакупках.

С 2020 года плательщики НПД получили возможность участвовать в государственных закупках. Справка предоставляется вместе с заявкой на участие и пакетом других документов.

При определении суммы алиментов.

Гражданин подтверждает, что не является безработным, а занимается легальной деятельностью.

3. При подаче заявки в банк.

Желая получить кредит или ипотеку, самозанятый может прикладывать не только справку о доходах, но и документ, подтверждающий его статус.

4. При получении детских пособий и субсидий для оплаты коммунальных услуг.

Документ предоставляется одновременно со справкой о доходах.

Как получить справку о самозанятости

Электронная справка равносильна бумажному варианту. Её можно выгрузить:

  1. В приложении «Мой Налог».
  2. В личном кабинете налогоплательщика НПД на сайте ФНС.

На электронной справке уже присутствует цифровая подпись ФНС. Не нужно куда-то дополнительно ходить и заверять. Справку можно распечатать на бумаге.

Получить документ можно и традиционным способом — запросить бумажный оригинал в межрайонной инспекции Налоговой службы.

Независимо от способа получения справка выдаётся по форме КНД 1122035. Какая информация в ней содержится:

  • Ф.И.О. плательщика НПД;
  • его ИНН;
  • информация о документе, удостоверяющем личность — код вида, номер и серия (10 — российский паспорт, 21 — паспорт иностранного гражданина);
  • адрес места проживания или регистрации;
  • данные о сроке регистрации, т.е. с какой даты гражданин имеет статус самозанятого;
  • наименование Инспекции Федеральной Налоговой службы, которая является место постановки гражданина на учёт.

Справка самозанятого: как получить на сайте ФНС

Рассмотрим подробнее, как выгрузить электронную справку на сайте Налоговой службы:

  • Зайдите на страницу личного кабинета налогоплательщика НПД на сайте ФНС — https://lknpd.nalog.ru/auth/login.
  • Авторизуйтесь — по номеру телефона, через Госуслуги, по ИНН и паролю.
  • Перейдите в «Настройки» → «Справки».

Мой налог, настройки

  • Выберите вариант — «Справка о постановке на учёт (снятии с учета) физического лица…».
  • Укажите год и нажмите «Сформировать».

Справка выгружается за секунду и автоматически сохраняется на компьютере.

Справка о самозанятости из приложения «Мой Налог»

Перейдите в мобильное приложение «Мой Налог», в котором можно получить электронную справку ещё быстрее:

  • Зайдите во вкладку «Прочее», далее — «Справки».
  • Тапните пункт «Справка о постановке».
  • Уточните год и нажмите «Получить».

Файл выгружается в расширении PDF. Его можно сохранить в память телефона, отправить на печать, поделиться в мессенджерах или по электронной почте.

В приложении «Мой Налог» расположена и другая кнопка, которая позволяет выгрузить информацию о доходах. Самозанятые не могут получить справку по форме 2-НДФЛ, т.к. не трудоустроены официально и работают сами на себя. Для них доступна специальная выписка о доходах, в которой отражаются поступления за выбранный период времени. Её часто предоставляют вместе со справкой о постановку на учёт.

Работайте на себя

Скачайте приложение и найдите работу для себя. Рокет Ворк автоматизирует документы и оплатит за вас налоги.