Оптимизировать штат
Понятия не имеем, сколько это всё безобразие продлится, поэтому сейчас бизнесу жизненно необходимо адекватно оценить кадры и определить, кого из сотрудников (и каким образом) сокращать. Вы можете сделать анализ расходов в онлайн-сервисах финансового и оперативного учёта. Точно поможет сравнение зарплаты сотрудника с его полезностью — так легче принять решение о способе оплаты (сдельно или по часам).
Автоматизация
Ещё один вариант сэкономить денежку — автоматизировать какой-то процесс, исключив участие конкретного сотрудника. Например, «Рокет Ворк» сможет заменить вам, как минимум, одного кадрового сотрудника. Если вы ранее уже сокращали издержки, и часть ваших сотрудников — самозанятые, то «Ворк» замещает того, кто составляет договоры, распределяет вознаграждения в нужные даты, ищет и проверяет новых исполнителей, выбивает из исполнителей чеки из налоговой и следит, чтобы все «закрывашки» были на местах.
Другие варианты оптимизации
Одним из популярных способов сократить расходы на персонал является объединение функций: например, так водитель выполняет обязанности курьера, бухгалтер дополнительно занимается кадровым учётом, а SMM-щик — поддержкой пользователей.
Кроме этого можно обдумать следующее:
- Можно сократить число сотрудников в каком-то отделе. Если из-за кризиса у вас уменьшился объём работы, то пропорционально сократите силы.
- Подбирайте многофункциональных работников.
- Попробуйте ротацию кадров: перераспределяйте нагрузку и персонал, чтобы избежать как увольнений, так и найма.
- Устранение повторяющихся функций: когда клиент делает запрос на изготовление футболки с уникальным принтом, а затем повторяет ту же информацию дизайнеру, то вы (будучи владельцем бизнеса с футболками на заказ) тратите на это взаимодействие в три раза больше времени. Научите дизайнера функциям менеджера — и вот уже существенная экономия.
- Отдайте часть работы фрилансерам: копирайтер, работающий полный рабочий день в офисе, может реально работать только половину дня и получать полную зарплату. Аутсорсинг этой задачи фрилансеру существенно сэкономит вам деньги.
- Снизьте свои требования к навыкам: распишите подробные гайды для персонала, в которых пошагово описываются все этапы работы, и ставьте контрольные пункты, на которые будете проверять. Даже менее квалифицированный работник, чей труд будет явно дешевле, сможет работать с чёткими гайдами.
- Привлекайте работников без опыта: порой выгоднее «вырастить» специалиста самому. Это снижает затраты на поиск специалистов с высокой квалификацией и позволяет обучать работника избирательно — только тому, что действительно необходимо в конкретной компании.
Если не хочется никого увольнять
Например, вы стартап и наняли дорогостоящего дизайнера Олега по обычному трудовому договору. В этой ситуации вы, как работодатель, удерживаете с зарплаты Олега 13% подоходный налог, кроме этого добросовестно отчисляете страховые взносы. Но наступили тяжёлые времена и вам нужно как-то экономить.
И вот идея: если Олег становится самозанятым, то за него можно больше почти ничего не платить. При этом и Олег на возмущается, ведь по трудовому договору вы удерживали с его зарплаты 13 процентов, а так он сам будет платить лишь 6%.
При этом вам больше не нужно делать никаких взносов и покупать печеньки в офис.
Единственный момент — в пп. 8 п. 2 ст. 6 ФЗ-422 сказано: доход от бывшего работодателя не может быть доходом самозанятого аж в течение 2 лет после увольнения.Но при этом в другой компании работник, оформленный в качестве самозанятого, без проблем может работать. Это же относится к новоиспеченным самозанятым, которые раньше были устроены по ГПХ. Ограничения есть только для тех, кто работал по трудовому договору. О том, как работатать с самозанятыми, рассказали здесь.
Что будет, если большинство ваших сотрудников будут самозанятыми?
Помимо того, что «Рокет Ворк» сможет взять на себя большую часть головной боли с ведением документации и прочего, вам может больше не понадобится офис — удалёнка для всех стала обычным явлением. Дистанционная работа позволит сэкономить на аренде и офисной мебели.
А ещё можно убрать тимбилдинги, корпоративные мероприятия, бонусы и подарки.
Ведь ваши отношения с сотрудником, если можно так выразиться, стали ещё более формальными. Да и сотрудником он уже не является — это свободный человек, который может работать и на другие компании, главное, чтобы решал те задачи, которую вам нужны, и которые прописаны в вашем договоре.