Возможна ли предоплата самозанятому

Перед началом сотрудничества с самозанятым подписывается договор: подряда, поставки, возмездного оказания услуг или авторского заказа (тип документа определяется характером сотрудничества). Среди его обязательных пунктов — размер, способ и порядок оплаты товаров, работ или услуг. Заказчик может не только полностью рассчитываться с исполнителем после завершения всех работ, но и платить ему определённую сумму авансом. Никаких ограничений по этому поводу в законодательстве нет.

Оплату за услуги самозанятого можно также обозначать в договоре словом «вознаграждение», но ни в коем случае не «заработная плата». Иначе в ФНС могут инициировать проверку на предмет подмены трудовых отношений, что грозит доначислением налогов, взносов и штрафами.

Аванс самозанятым можно выплачивать в тех случаях, когда характер работ (услуг) подразумевает расходы уже на первых этапах выполнения заказа. Например, для закупки ткани при пошиве на заказ или строительных материалов для ремонтных работ. Внесение предоплаты возможно и в других случаях по договоренности сторон.

Авансовый платеж самозанятому может быть в определенной сумме или в виде % от конечной стоимости заказа

Окончательная оплата всегда осуществляется после сдачи результатов труда заказчику, а выданный ранее аванс может быть зачтен в счет оплаты. На сумму выданного аванса акт выполненных работ не составляется. Он оформляется уже при окончательной сдаче работы. Но и здесь в некоторых случаях можно обойтись без этого документа.  Например, когда отсутствует материальный результат (при оказании консультационных, юридических услуг). 

Как обозначить предоплату в договоре

Чтобы можно было платить самозанятому аванс по договору, следует добавить в него соответствующую информацию. Для этого подойдет формулировка: «До начала выполнения работ исполнителю перечисляется аванс в сумме … руб. В течение  3-х дней после подписания акта выполненных работ осуществляется окончательный расчёт». 

Также в контракте с самозанятым обязательно должен быть пункт об обязательстве после каждого факта получения денег сформировать и направить заказчику чек в электронном или бумажном виде. Это главный документ, подтверждающий, что компания действительно перечислила деньги за услуги.

Максимально подробно о том, как оформить отношения с самозанятым, мы рассказывали здесь.

Кроме того, наличие чека обязательно для:

  • освобождения от уплаты НДФЛ, пенсионных и социальных страховых взносов по сделке, поскольку в чеке указывается применение исполнителем режима НПД (налога на профессиональный доход);
  • возможности учета расходов на услуги самозанятого при определении налогооблагаемой базы и ее уменьшения на соответствующую сумму. 

При сотрудничестве с исполнителем через платформу Рокет Ворк, чеки и другие закрывающие документы будут формироваться автоматически после проведения оплаты. Это обеспечивает экономию времени и позволяет избежать ситуаций, когда самозанятый забывает сформировать и передать чек или не указывает в нём все необходимые сведения, из-за чего документ будет считаться недействительным. Обязательные реквизиты указаны в п. 6 ст. 14 закона № 422-ФЗ от 27.11.2018.

Нужно ли выдавать чек самозанятому на аванс

Плательщик НПД обязан выдавать чек при каждом получении средств от заказчика. Соответственно, если по договору предусмотрено перечисление аванса, самозанятому нужно выдать на него чек после фактического получения соответствующей суммы. При этом действует такой же порядок относительно сроков, как и при выплате всей суммы по окончании работ:

  • в момент получения денег, если расчет осуществляется наличными или посредством электронных средств платежа (онлайн-банкинга, платежных систем, электронных кошельков);
  • до 9-го числа следующего месяца, если расчет осуществляется безналичным способом через расчетный счет.

Сам чек выглядит так:

Плательщик НПД не обязан предварительно выставлять счёт (в том числе на предоплату), но в некоторых ситуациях он может понадобиться. Например, когда работа выполняется для юридического лица и счёт нужен для отчётности. Сформировать его можно прямо в приложении «Мой налог». Главное, чтобы совпадали реквизиты, указанные в счёте и договоре.

Для заказчика важно, чтобы в чеке от самозанятого были указаны точные наименования, позволяющие идентифицировать выполняемые работы (услуги). Общие названия (например, «ЗА услуги») могут вызвать подозрения у контролирующих органов и стать причиной дополнительных проверок. Например, при оплате аванса плательщик НПД может указать в чеке «Аванс за юридические услуги по договору № … от …». В Рокет Ворк платёжные поручения формируются автоматически с использованием корректных формулировок и указанием номера и даты договора.

    Оставьте заявку, мы перезвоним
и проконсультируем