Но для оформления сделки понадобятся специальные документы, поэтому исполнителю нужно знать, как подтвердить свой статус самозанятости.
Какой документ подтверждает статус самозанятого
Для получения статуса самозанятости нужно встать на учёт в ФНС в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Подтверждением этого служит специальная справка формы КНД 1122035.
Образец карточки самозанятого для всех одинаковый, он формируется в электронном режиме и заверяется электронной подписью налогового органа. В справке должны быть указаны:
- ФИО владельца статуса;
- ИНН;
- информация о документе, который подтверждает личность плательщика НПД;
- адрес прописки или временной регистрации;
- точная дата постановки на учёт в качестве самозанятого либо отмены статуса;
- наименования налоговой службы по месту жительства плательщика НПД.
Справка выглядит так:
Где получить справку
Справку плательщику НПД никто специально выдавать не будет, получить её нужно самостоятельно сразу после регистрации. Есть несколько мест, где можно взять свидетельство о подтверждении статуса самозанятого:
- В личном кабинете сайта ФНС. Для этого достаточно войти в профиль, загрузить раздел «Настройки» и выбрать категорию «Справки». Затем в списке найти соответствующий документ и сформировать его.
- Через приложение «Мой налог». Открыть приложение, в разделе «Настройки» выбрать «Справки», найти код нужной выписки, указать необходимые даты и сформировать документ.
Готовая и распечатанная справка имеет законную юридическую силу без дополнительного заверения, поскольку на ней уже стоит электронная подпись налоговой службы. Она приравнивается к документу на бумажном носителе, который также можно получить в Налоговой инспекции по месту жительства.
Для чего нужна справка
Справку о регистрации самозанятого могут запросить в самых различных ведомствах, где необходимо подтвердить свой доход. Это потребуется для:
- оформления кредита;
- вступления в ипотеку;
- обращения за пособиями в отдел соцзащиты;
- участия в государственных закупках;
- для оформления соглашения на выполнение работы или предоставления услуги ООО или ИП;
- в качестве подтверждения уровня доходов при взыскании алиментов;
- для различных ситуаций, где важно подтвердить прибыль, которая была получена в статусе самозанятого.
Какие документы нужны физлицу от самозанятого
Известно, что плательщик НПД вправе официально оказывать услуги физлицам, а также какие закрывающие документы для этого предоставляет самозанятый. В при таком варианте сотрудничества исполнитель обязан выдать заказчику чек об оплате за выполненную работу. Этот документ тоже можно считать подтверждением статуса плательщика НПД.
Чек формируется в приложении «Мой налог» и содержит следующую информацию:
- наименование;
- ФИО и ИНН плательщика НПД;
- название услуги и ее стоимость;
- дату и время проведения платежа.
На чеке также есть специальный qr-код для проверки его актуальности через сайт ФНС.
Какие документы нужны юрлицу от самозанятого
Чтобы правильно оформить сотрудничество самозанятого и юрлица, нужно знать какие подтверждающие документы обязан предоставить плательщик НПД. Исполнитель должен предъявить заказчику:
- справку о постановке на учёт в качестве плательщика НПД;
- отсканированные страницы паспорта (лицевую и с информацией о прописке);
- копию свидетельства о постановке на учет физлица (ИНН).
После этого можно заключать договор, в котором необходимо указать налоговый статус исполнителя и его ответственность за несвоевременное информирование об отмене режима самозанятости.
После выполнения работы и её оплаты необходимо будет:
- Подписать акт, который подтвердит факт оказания услуги и отсутствия взаимных претензий у контрагентов.
- Сформировать чек в приложении «Мой налог» и предоставить его заказчику в качестве подтверждения оплаты за работу.
После выполнения условий по сделке у заказчика остаются соглашение и акты (подписанные), чеки за все переводы, чтобы подтвердить свои расходы. Иначе ФНС доначислит налог, отправит уведомление о доплате и начислит штраф.
Можно ли самостоятельно проверить статус самозанятого
Есть ещё один вариант, как можно подтвердить самозанятого для заключения договора на услугу. Заказчику необязательно требовать справку о постановке на налоговый учёт, он вправе самостоятельно проверить статус исполнителя. Для этого достаточно узнать ИНН потенциального исполнителя и посмотреть его статус на сайте ФНС.
Это удобно, если оплата услуг происходит не сразу после подписания договора, ведь самозанятый может в любой момент отказаться или лишиться своего статуса. Тогда у заказчика будет возможность сразу удержать с него сумму эквивалентную НДФЛ согласно положению об ответственности сторон, которое должно быть обязательно прописано в договоре.
Как еще можно обезопасить себя при работе с самозанятыми
Рокет Ворк — это специальный сервис, который был создан в помощь при работе с внештатными сотрудниками. Для этого на платформе созданы все необходимые рабочие инструменты и инструкции. Не нужно думать, какие документы нужны для оформления самозанятого, как правильно составить договор и не допустить нарушения. Рокет Ворк возьмет на себя документооборот и отчётность. В базе уже есть нужные образцы документов и актов. Через сервис также можно искать исполнителей и размещать задания. Это все значительно упрощает процесс сотрудничества и не отвлекает от основной деятельности.
Работайте на себя
Скачайте приложение и найдите работу для себя. Рокет Ворк автоматизирует документы и оплатит за вас налоги.